52-й отдельный дивизион бронепоездов. Формирование началось в Тамбове 15 ноября 1941 года,
матчасть строилась на Тамбовском вагоноремонтном и Мичуринском паровозоремонтном заводах,
и была принята 12 декабря 1941 года. Решением Комитета Обороны города Тамбова от 2 января 1942 года
бепо № 1, построенный в Тамбове, назван «Тамбовский рабочий», а бепо № 2-«Мичуринец». 4 января 1942 года
дивизион убыл в Москву, где в депо Люблино и на заводе имени Кагановича на бронепоездах установили
вооружение, и после отстрела на полигоне в Коломне 28 февраля 1942 года 52-й одбп убыл в распоряжение
4-й ударной армии Калининского фронта. Из-за сильно загруженных железных дорог бепо двигались очень
медленно, и лишь 18 марта прибыли в Торопец, где получили задачу прикрыть станцию от атак с воздуха.
С 19 по 30 марта 1942 года бронепоезда отразили шесть налетов вражеской авиации (группы от 2 до 8
самолетов), при этом подбив своим огнем 2 немецких бомбардировщика. В апреле - мае бепо также вели бои
с немецкой авиацией, не позволяя ей бомбить станцию и эшелоны. Наиболее массированные налеты были
в июне 1942 года, при этом в ходе боя 25 июня осколками бомб было убито 2 и ранено 7 человек из личного
состава дивизиона, а бепо № 2 получил несколько повреждений.
Приказом штаба Калининского фронта 3 августа 1942 года 52-й одбп передается в состав 30-й армии
с дислокацией на станциях Колодези, Льняная и Пожитово. 23 августа дивизион получил
задачу — «взаимодействовать с 369 стрелковой дивизией, которая наступает в полосе железной дороги
и развивает успех по овладению г. Ржев». Бронепоездам предписывалось подавить своим огнем узлы
сопротивления противника в районе Галахово и Тимофеево севернее города.
На следующий день утром бепо произвели пять огневых налетов, израсходовав при этом 1310 76-мм снарядов.
Благодаря поддержке бронепоездов пехота 369-й стрелковой дивизии сумела захватить немецкие позиции
без потерь. Однако в 11.15 немецкая авиация (15 самолетов) атаковала уходящий с огневой позиции
бепо «Тамбовский рабочий». В результате, «одна бомба попала в контрольную платформу, бронепоезд получил
серьезные повреждения ходовой части и тормозной системы, бронепаровоз и бронеплощадки имели много
сквозных пробоин, оба 37-мм зенитных орудия вышли из строя, убито осколками бомб два зенитчика,
четыре человека ранено, в том числе командир дивизиона майор Титов». В результате, 29 августа бепо
«Тамбовский рабочий» отправили на ремонт в Ярославль, откуда он вернулся 22 сентября 1942 года.
В течение 2,5 месяцев бронепоезда 52-го одбп поддерживали наши части в боях за Ржев. Всего с 24 августа
по 15 ноября 1942 года бепо произвели 106 огневых налетов по позициям противника, уничтожили при
этом 8 ДЗОТ, 5 минометных батарей, 4 отдельных орудия, 9 пулеметов, 2 склада с боеприпасами,
прожекторную установку, транспортный эшелон, большое количество живой силы, сбили 4 немецких самолета,
подавили огонь 5 минометных и 9 артиллерийских батарей. Свои потери за этот период составили:
8 человек убитыми и 42 ранеными. 42 бойца и командира были награждены орденами и медалями.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые
номера: № 1 «Тамбовский рабочий» - № 648, № 2 «Мичуринец» - № 714.
До начала марта 1943 года 52-й одбп находился в составе 30-й армии и действовал на Ржевском направлении,
поддерживая части 215-й стрелковой дивизии. После того как части Красной Армии при активной поддержке
52-го одбп к исходу дня 3 марта 1943 года овладели Ржевом, по приказу штаба армии «ввиду неисправного
моста через Волгу 52-й дивизион 9 марта 1943 года убыл в Зубцов», а на основании приказа командующего
Западным фронтом № 0048/оп от 10 мая - на станцию Вязьма, в состав войск 49-й армии.
Здесь в июне — августе бронепоезда поддерживали огнем части 58-й стрелковой дивизии и прикрывали
от атак с воздуха станцию Угра. В результате артналетов бепо уничтожили батарею 105-мм гаубиц,
подавили огонь четырех артбатарей и подбили 3 немецких самолета.
С 19 сентября 1943 года на основании приказа начальника штаба Западного фронта 52-й одбп вывели
в резерв на станцию Алферово, где он находился до 12 июля 1944 года.
13 июля дивизион убыл на станцию Ораны Литовской железной дороги, где выполнял задачу по охране тылов
и коммуникаций 31-й армии 3-го Белорусского фронта. Здесь личный состав 52-го одбп совместно с частями
гарнизона участвовал в прочесывании местности в районе станции, «в результате было задержано 22 человека
враждебно настроенных литовцев, входивших в состав банд, отобрано 3 пистолета, 4 автомата, 7 винтовок,
2 радиостанции, было убито 3 бандита, которые оказали вооруженное сопротивление во время задержания».
Одновременно бронепоезда охраняли железную дорогу Вильно - Гродно, поочередно курсируя на этом участке.
1 августа 1945 года 52-й одбп передислоцировали на станцию Березина, где включили в состав Барановичского
ВО. Здесь на основании директивы Генерального Штаба дивизион расформировали в ноябре - декабре 1945 года.
|
Бронеплощадка № 842 из состава бронепоезда № 2 «Мичуринец» 52-го ОДБП. Зима 1942 года (ЦАМО).
Согласно Книги Памяти деревни Македоновка, созданной в македоновской школе Бондаков Иван Григорьевич,
участник Финской войны, ветеран Великой Отечественной войны. Призван в Красную Армию в 1939 году.
Воевал В Кенигсберге, Литве. Имеет боевые награды. Вернулся домой в 1946 г. После войны работал
бригадиром в Македоновке, председателем колхоза "Труд", позже - в Хлебновке председателем колхоза.
Похоронен на Глядковском кладбище.
Надпись на фотографии, копия которой здесь представлена, гласит: На долгую память дорогой дочери Тоне от отца. В дни Отечественной войны.
Литва. 11.10.1944 г. Фото предоставлено сыном Владимиром в 2015 году.
|